- 555

Описание услуги и нормативно-правовая база
18.12.2017 г. вступил в силу Закон Украины об Оценке Влияния на Окружающую среду, согласно которому осуществление оценки влияния на окружающую среду (ОВД) стало обязательной процедурой в процессе принятия решений по осуществлению планируемой деятельности, определенной ч.2 и ч.3 статьи 3 Закона. С момента вступления в силу настоящего Закона, действующий ранее Закон Украины об Экологической экспертизе утратил силу.
Согласно Закону Украины О регулировании градостроительной деятельности, Ст. 37 ЗУ О регулировании градостроительной деятельности от 17.02.2011 № 3038-VI. Разрешение на выполнение строительных работ п.7 результаты оценки влияния на окружающую среду в случаях, определенных Законом Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду"
П.п.4 ч.3 ст.3 Закона Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду», а именно: поверхностное и подземное хранение ископаемого топлива или продуктов их переработки на площади 500 квадратных метров и более или объемом (для жидких или газообразных) 15 кубических метров и более.
Согласно новому Закону, введены обязательства, предусматривающие Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, позволяющие выполнить Украиной также ряд других требований.
Цель выполнения процедуры ОВД – предупредить и предотвратить причинение вреда окружающей среде, обеспечить экологическую безопасность и охрану окружающей среды, рационально использовать природные ресурсы, принимая решения о ведении деятельности, влияющей на окружающую среду, при этом должны быть учтены интересы государства, общественности и частных лиц.
В результате проведения процедуры ОВД уполномоченным органом (Минприроды или Департаментом Экологии облгосадминистрации) выносится Заключение по оценке влияния на окружающую среду согласно Порядку передачи документов для предоставления заключения.
Существуют критерии определения планируемой деятельности, не подлежащей ОВС, а также критерии определения расширений и изменений деятельности и объектов, не подлежащих такой оценке, в соответствии с которыми определяется необходимость прохождения данной процедуры (соответствие планируемой деятельности указанным Критериям свидетельствует о том, что процедуру ОВД проходить не нужно).
Статья 7 Закона предусматривает проведение общественного обсуждения по выявлению, сбору и учету замечаний и предложений общественности к планируемой деятельности (согласно Порядку проведения слушаний).
-
нефте- и газоперерабатывающие комбинаты;
-
ТЭС;
-
металлургические комбинаты;
-
химическая промышленность;
-
строительство аэропортов, автомагистралей и автодорог;
-
деятельность в сфере обращения с отходами;
-
добыча нефти и газа на континентальном шельфе;
-
целлюлозные комбинаты;
-
бумажные и картонные производства;
-
карьеры и добыча полезных ископаемых открытым способом;
-
мощности для быстрого выращивания птицы и свиней;
-
сельское, водное хозяйство и лесоводство;
-
изменение целевого назначения сельскохозяйственных и особо ценных земель;
-
добывающая промышленность;
-
энергетическая промышленность;
-
пищевая промышленность;
-
текстильная, кожевенная, деревообрабатывающая и бумажная промышленность;
-
проекты инфраструктуры;
-
туризм и рекреация;
-
хозяйственной деятельности, которая приведет к загрязнению водных объектов.
-
Закон Украины от 23 мая 2017 г. «Об оценке влияния на окружающую среду»
-
Постановление КМ Украины от 13 декабря 2017 г. No 1010 «Об утверждении критериев определения планируемой деятельности, не подлежащей оценке воздействия на окружающую среду, и критериев определения расширений и изменений деятельности и объектов, не подлежащих оценке влияния на окружающую среду»
-
Постановление КМ Украины от 13 декабря 2017 г. No 1026 «Об утверждении Порядка передачи документации для предоставления заключения по оценке воздействия на окружающую среду и финансированию оценки влияния на окружающую среду и Порядку ведения Единого реестра по оценке воздействия на окружающую среду»
-
Постановление КМ Украины от 13 декабря 2017 г. № 989 «Об утверждении Порядка проведения общественных слушаний в процессе оценки влияния на окружающую среду»
-
Закон Украины О регулировании градостроительной деятельности
Процедура ОВД занимает 6-8 месяцев, ее срок зависит от сложности деятельности. Стоимость сопровождения процедуры зависит от того, каков масштаб влияния планируемой деятельности – одна или несколько областей, или трансграничная, от качества разработки документации и стоимости самого проекта.
Порядок действий
От субъекта хозяйствования потребуются:
-
предоставление исходных данных для разработки оценки воздействия на окружающую среду;
-
согласование документов для публикации в Реестре;
-
участие в общественном обсуждении проекта.
Этап 1. Получение электронной цифровой подписи
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) – это данные в электронном виде, содержащие закодированный уникальный идентификатор физического или юридического лица. Технология построена на основе криптографической системы с открытым (публичным) и закрытым ключами, то есть метода асимметричного алгоритма шифрования.
ЭЦП предоставляют аккредитованные центры сертификации ключей. Для получения в государственный орган подается заявление установленного образца и пакет сопроводительных документов. Электронная цифровая подпись необходима для загрузки документов в Единый реестр по ОВД.

Этап 2. Регистрация предприятия в Едином реестре ОВД
При первой подаче документов через электронный кабинет Единого реестра по ОВД предприятию необходимо пройти регистрацию. В электронный кабинет Реестра вносится следующая информация:
-
Код согласно ЕГРПОУ для юридического лица или паспортные данные (серия, номер паспорта, кем и когда выдан), идентификационный код для физического лица-предпринимателя.
-
Местонахождение юридического лица или место жительства физического лица-предпринимателя (почтовый индекс, адрес).
-
Фамилия, имя и отчество руководителя (для юридического лица).
-
Номер телефона.
-
Электронный адрес, на который по системе Единого реестра по ОВД будет направлена обратная информация.
-
Код согласно Классификация организационно-правовых форм хозяйствования (для юр. лиц).
-
Код согласно Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины (для юридических лиц).

Этап 3. Уведомление о планируемой деятельности
Информирование уполномоченного органа о намерении проведения планируемой деятельности и оценки ее влияния на окружающую среду предприятие осуществляет путем предоставления сообщения в письменном (бумажном) и электронном виде. В течение 3 рабочих дней с момента поступления Сообщение вносится в Реестр по ОВД (если деятельность оценивается).
Не позднее 3-х рабочих дней с момента их предоставления, сообщения о планируемой деятельности должны быть обнародованы в средствах массовой информации (не менее 2-х печатных изданий, распространение которых охватывает административно-территориальные единицы, которые могут испытать влияние планируемой деятельности), или доводятся до общественности другими способами (объявления и т.д.), гарантирующими информирование жителей той территориальной единицы (территориальной общины, других заинтересованных лиц), где будет размещен объект.
Сообщение должно содержать следующую информацию
-
Наименование, юридический адрес, контактный телефон компании.
-
Характеристика и технические альтернативы планируемой деятельности.
-
Место проведения планируемой деятельности и территориальные альтернативы.
-
Социально-экономическое действие деятельности.
-
Технические данные планируемой деятельности (объем, мощность производства, занимаемая площадь, длина и др.).
-
Экологические и другие ограничения планируемой деятельности по альтернативам.
-
Необходимая эколого-инженерная подготовка и защита территории по альтернативам.
-
Сфера, виды и источники возможного воздействия на окружающую среду.
-
Информация о принадлежности деятельности к категории видов деятельности и объектов (1-й или 2-й), которые оказывают сильное влияние на окружающую среду и подлежат оценке воздействия.
-
Наличие оснований для реализации оценки трансграничного воздействия на окружающую среду.
-
Запланированные объемы исследований и уровень детализации информации, подлежащей включению в отчет по ОВОС.
-
Процедура, предусмотренная ОВОС и возможности для участия общественности в ней.
-
Проведение процедуры общественного обсуждения объема исследований и уровня детализации информации, подлежащей включению в отчет по ОВД планируемой деятельности.
-
Вид решения о планируемой деятельности, подлежащей ОВОС, и орган, уполномоченный принимать это решение.
-
Наименование уполномоченного органа, которому подается уведомление о планируемой деятельности и направляются замечания и предложения общественности.
В течение двадцати рабочих дней со дня официального обнародования сообщения, общественность имеет право предоставлять в уполномоченный орган свои замечания и предложения по планируемой деятельности, объему исследований и уровню детализации информации, подлежащей включению в отчет по ОВД. При получении таких замечаний и предложений уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня их получения посылает уведомление о них с предоставлением их копий.

Этап 4. Получение условий объема исследований и уровня детализации информации
При выполнении оценки воздействия на окружающую среду по процедуре происхождения, или по требованию предприятия, уполномоченный орган должен предоставить условия относительно объема исследований и уровня детализации информации, подлежащей включению в отчет по ОВД. В этом случае условия являются обязательными на предприятии при подготовке отчета по ОВД.
Настоящее Требование предприятия подается и обнародуется одновременно с уведомлением о планируемой деятельности, подлежащей оценке воздействия на окружающую среду. Уполномоченный орган в течение тридцати рабочих дней со дня официального обнародования уведомления о планируемой деятельности обязан предоставить Условия.

Этап 5. Разработка отчета по ОВД
Під час підготовки Звіту з ОВД враховуються повністю, частково чи обґрунтовано відхиляються зауваження та пропозиції громадськості, які були надані під час оприлюднення Повідомлення або громадського обговорення обсягу досліджень та рівня деталізації інформації, що підлягають включенню до Звіту. Відповідальність за достовірність наданих вихідних даних несе підприємство згідно із законодавством.
Что включается в отчет по ОВД:
-
описание планируемой деятельности;
-
описание оправданных альтернатив планируемой деятельности, основных причин избрания предложенного варианта с учетом последствий для экологии;
-
описание текущего состояния окружающей среды (базовый сценарий) и описание его возможного изменения без осуществления планируемой деятельности;
-
описание факторов окружающей среды, которые вероятно испытывают влияние со стороны планируемой деятельности и ее альтернативных вариантов;
-
описание и оценка возможного влияния на окружающую среду планируемой деятельности;
-
описание методов прогнозирования;
-
описание предусмотренных мер, направленных на предотвращение, предотвращение, избегание, уменьшение, устранение значительного негативного влияния на окружающую среду;
-
описание ожидаемого значительного негативного влияния деятельности на окружающую среду, обусловленного уязвимостью проекта к рискам чрезвычайных ситуаций;
-
определение всех трудностей, выявленных в процессе подготовки отчета по ОВД;
-
все замечания и предложения, поступившие в уполномоченный орган;
-
краткое содержание программ мониторинга в ходе планируемой деятельности, а также (если необходимо) планов послепроектного мониторинга;
-
резюме нетехнического характера информации с расчетом на широкую общественность;
-
список ссылок с указанием источников, использованных для оценок и описаний.
Отчет по ОВД, а также Объявления о начале общественного обсуждения отчета по ОВД, должны быть представлены уполномоченному органу в бумажном и электронном виде. В течение трех рабочих дней с момента получения Отчет вносится в Единый реестр ОВД.
Отчет по ОВД открыт и может быть предоставлен уполномоченной организацией, органом местного самоуправления и предприятием для ознакомления. Доступ к Отчету по ОВД обеспечивают путем их размещения в общественных местах в помещениях уполномоченной организации, органа местного самоуправления той административно-территориальной единицы, которая может испытать влияние планируемой деятельности, на предприятии, а также может быть размещена в других общедоступных местах. Желающие могут ознакомиться с размещенной информацией, а также делать копии (фотокопии) и выписки из указанной документации.
Одновременно с представлением отчета по ОВД органу передаются данные, подтверждающие факт и дату опубликования, размещения или обнародования другим способом. Сообщения о планируемой деятельности и Объявления о начале общественного обсуждения Отчета по ОВД Уполномоченная организация проверяет и вносит поступившую информацию в отчет об общественном обсуждении.

Этап 6. Общественное обсуждение
Данный этап в процессе ОВД проводится с целью выявления, сбора и учета замечаний и предложений общественности к планируемой деятельности. Общественное обсуждение планируемой деятельности после представления Отчета по ОВД проводится посредством общественных слушаний, замечания и предложения предоставляются в письменной форме. Начинается Общественное обсуждение после представления Отчета по ОВД со дня официального обнародования Объявления о начале общественного обсуждения Отчета, и продолжается не менее 25 и не более 35 рабочих дней.
В этот период представители общественности имеют право подавать какие-либо замечания или предложения, касающиеся, по ее мнению, планируемой деятельности, без необходимости их обоснования. Уполномоченный орган обязан рассмотреть все поступившие в отведенный срок замечания и предложения. По истечении этого срока предложения не рассматриваются. Если в течение отведенного срока замечаний и предложений не поступило, то считается, что они отсутствуют.
Объявление о начале общественного обсуждения Отчета по ОВД уполномоченный орган вносит в Реестр в течение трех рабочих дней со дня поступления. Объявление обнародуется не позднее трех рабочих дней со дня его подачи уполномоченному органу путем опубликования в средствах массовой информации (не менее 2-х печатных изданий). Территория их распространения должна охватывать административно-территориальные единицы, которые могут оказаться под влиянием планируемой деятельности. Объявления также могут размещаться на досках объявлений в органах местного самоуправления или в других общественных местах на той территории, где планируется осуществлять планируемую деятельность, или информация обнародуется другим способом, с гарантией доведения ее до жителей той административно-территориальной единицы, на территории которой планируется размещение, или до соответствующего территориального общества, которое может испытать влияние планируемой деятельности, а также других заинтересованных лиц.
В рамках процесса общественного обсуждения отчета по ОВД должны быть проведены общественные слушания. Организатора публичных слушаний определяет уполномоченный орган. Если уполномоченный орган проводит публичные слушания самостоятельно, орган выполняет все функции, которые предусматривает Порядок для организатора общественных слушаний.
Слушания должны производиться не ранее десяти рабочих дней со дня обнародования уполномоченным центральным или территориальным органом объявления о начале общественного обсуждения Отчета по ОВД. Организатор публичных слушаний организует также обеспечение записи общественного слушания с применением средств аудио- и/или видеофиксации – неотъемлемой части протокола общественных слушаний. Ход и результаты слушаний должны быть оформлены протоколом публичных слушаний, который подписывает глава на публичных слушаниях. Организатор слушаний передает, не позднее семи рабочих дней после их проведения, уполномоченному органу подписанный протокол общественных слушаний со всеми имеющимися приложениями. Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней вносит протокол публичных слушаний в Реестр.
Уполномоченным органом обеспечивается подготовка отчета по общественному обсуждению и затем Отчет вносится в Единый реестр оценки влияния на окружающую среду не позднее срока предоставления Вывода по ОВД.
Расходы на проведение общественного обсуждения включаются в стоимость наших услуг.

Этап 7. Получение Вывода по ОВД
Уполномоченный орган выдает Вывод по ОВД, который определяет допустимость или обосновывает недопустимость осуществления планируемой деятельности, а также определяет экологические условия ее производства. Вывод и условия осуществления планируемой деятельности обязательны к исполнению. Вывод по ОВД учитывают при принятии решения о производстве планируемой деятельности, он может служить основанием для отказа в выдаче решения о производстве планируемой деятельности.
Вывод по ОВД выдается субъекту хозяйствования бесплатно в течение 25 рабочих дней со дня окончания общественного обсуждения.
Вывод ОВД и решение о производстве планируемой деятельности должны обнародоваться не позднее 3-х рабочих дней со дня их предоставления уполномоченному органу путем опубликования в печати (не менее двух средств массовой информации), территория распространения которых охватывает административно-территориальные единицы, которые могут оказаться под влиянием планируемой деятельности, а также могут быть размещены на досках объявлений органов местного самоуправления или в других общественных местах на территории, где планируется осуществление деятельности, возможно также обнародование другим способом, гарантирующим доведение информации до жителей той административно-территориальной единицы, на территории которой планируется размещение объекта, или до соответствующей территориальной общины, которая может испытать влияние деятельности, а также других заинтересованных лиц.
Если решение о планируемой деятельности не принимается в течение 5 лет – Заключение по ОВД теряет силу. При внесении изменений в проект или изменений в законодательство до получения решения о планируемой деятельности, требующих изменения экологических условий, определенных в Заключении по ОВД, оценка воздействия на окружающую среду производится повторно. Заключение по ОВД и другие результаты Оценки в течение 5 лет со дня принятия решения о планируемой деятельности могут использоваться для получения других разрешительных документов, предусмотренных законодательством.

Этап 8. Послепроектный мониторинг
Если Вывод по ОВД предусматривает такое действие - предприятие осуществляет послепроектный мониторинг, целью которого является выявление любых разногласий и отклонений в прогнозируемых уровнях влияния и эффективности предотвращающих и уменьшающих загрязнение окружающей среды мер. Вывод по ОВД определяет порядок, сроки и требования к послепроектному мониторингу. Результаты послепроектного мониторинга определяют необходимость согласования предприятием и уполномоченным органом принятия дополнительных действий и мер по предотвращению, избеганию, уменьшению (смягчению), устранению, ограничению влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Все указанные сроки - минимальны, реальные проекты зачастую требуют больших затрат времени, вызванных человеческим фактором. Продолжительность каждого этапа указана в рабочих днях, а не в календарных.
