- 139
Уважаемая Нина Петровна!
Мы благодарны Вам за то, что Комитет Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики обратил внимание на проблемные вопросы с Законом № 481/95-ВР, на получение лицензий на хранение топлива для собственных нужд. Наша компания ООО «УкрАвтономГаз», управляемое европейскими принципами и стратегией борьбы с теневым рынком, не могла не отреагировать на недостатки в данном законопроекте.
ООО «УкрАвтономГаз» получает большое количество обращений предприятий агропромышленного комплекса и пищевой промышленности с просьбой обратить внимание на невозможность получения лицензии на потребление горючего в период до одного месяца. Сбор всех необходимых разрешительных документов занимает от 12 месяцев и стоит более одного миллиона гривен. Предприятия, потерявших надежду быть услышанными законодательной и исполнительной ветвями власти, просят отменить лицензирование для потребителей топлива, так как это повлечет массовый рост теневого рынка.
Многие нас обвиняют в манипуляциях с запретом выдачи лицензий на хранение топлива от ДФС и возможного начала топливного кризиса. Но это была не манипуляция, а желание привлечь внимание в первую очередь к проблемам законодательства. Да, действительно, ДФС не могут запретить выдачу лицензий, но фактически большинство агропредприятий не смогут ее получить. Мы также понимаем, что топливного кризиса не будет, а рынок просто «уйдет в тень». Мы поддерживаем стремление топливных ассоциаций Украины к легализации всех пунктов приема и хранения топлива. Но, на сегодняшний день, непрозрачность и невозможность получения всех разрешительных документов на строительство повлечет дополнительное давление правоохранительных и инспекционных органов. Введение лицензий на хранение топлива можно рассматривать только после устранения всех проблем, связанных со строительством резервуаров для хранения нефтепродуктов. Мы не саботируем введения модернизированной СЕАРП, которая должна работать с 1 июля 2019 года, но мы против лицензий на хранение топлива для субъектов хозяйствования, которые используют топливо для собственных нужд.
В 2016 году наша компания одна из первых заметила ошибки в изменениях в Налоговый кодекс относительно так называемого «розничного акциза». В месячный срок мы организовали всеукраинский форум «Учет нефтепродуктов 2016» (http://www.oilforum.com.ua). К сожалению, сейчас нет ни средств, ни времени на масштабное обсуждение, поэтому в данном письме кратко изложим проблематику ошибок в Закон № 481/95-ВР.
Известно, что субъекты хозяйствования должны представить следующие документы для получения лицензии:
1. Заявление на получение лицензии;
2. Копии документов, подтверждающих внесение годовой платы за лицензию (лицензии на право хранения горючего в размере 780 гривен)
3. Копии документов, подтверждающих право собственности или право пользования земельным участком;
4. Копию документов от ДАБИ - сертификат о принятии в эксплуатацию законченных строительством объектов, или другие документы, подтверждающие принятие объектов в эксплуатацию;
5. Копии разрешений Гоструда на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применения) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.
Согласно последним изменениям в Налоговый кодекс лицензия может выдаваться для объектов, расположенных на земельном участке с любым целевым назначением. Также временно, до 1 января 2022 года, субъекты хозяйствования могут получать лицензию на право хранения горючего без представления акта ввода в эксплуатацию объекта или акта готовности объекта к эксплуатации.
Абсурдностью данных изменений является отсутствие очередности получения разрешительных документов. Разрешительные документы для получения лицензии на хранение топлива для собственных нужд разделяются на документы: 1. разрешительные документы, связанные с проектированием объекта строительства (соответствие целевого назначения земельных участков под объект застройки); 2. разрешительные документы, связанные со строительством резервуаров для нефтепродуктов (Разрешения и сертификаты законченных строительством объектов от ГАСК); 3. разрешительные документы, связанные с эксплуатацией объекта строительства (Разрешения Гоструда). Не может выдаваться лицензия только на основании разрешительных документов Гоструда, подтверждающие безопасную эксплуатацию объектов строительства. Отсутствие проектной и строительной документации является грубым нарушением Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 № 3038-VI. Таким образом, в изменениях в Налоговый кодекс предлагается всем субъектам хозяйствования добровольно сообщить о нарушении требований градостроительных нормативных актов. Емкость с топливом считается объектом строительства, если она размещена на фундаменте. Нормативные документы, определяющие резервуары с топливом объектами строительства ДБН Б.2.2-12: 2018 планировании и застройке территорий - определяют строительство АЗС; ДБН В.2.5-20-2018 Газоснабжение. Инженерное оборудование зданий и сооружений - определяют строительство газовых резервуаров. Государственный классификатор зданий и сооружений ДК 018-2000 четко регламентирует отнесение емкостей для нефтепродуктов к объекту строительства (1252.1 - резервуары для нефти, нефтепродуктов и газа). Согласно «ДБН Б.1.1-14 ~ 2012. Состав и содержание детального плана территории »размещения резервуаров для нефтепродуктов должны располагаться только на земельных участках с определенным целевым назначением и не должны противоречить утвержденному детальному плану территории населенного пункта.
Лицензии на хранение горючего противоречат Национальном классификатору Украины видов экономической деятельности (КВЭД). В классификаторе отсутствует код плательщика для хранения горючего, а имеющиеся только КВЭД 46.71: Оптовая торговля твердым, жидким, газообразным топливом и подобными продуктами; 46.12: Деятельность посредников в торговле топливом, рудами, металлами и промышленными химическими веществами; 47.30. Розничная торговля горючим. Поэтому у адвокатов, юристов будет достаточно аргументов ставить под сомнение законность лицензий на хранение топлива для собственного потребления.
После публикации на сайте ДФС открытого списка пользователей лицензиями риск незаконных уголовных преследований против компаний, которые получили лицензии ДФС без документов, удостоверяющих введения строительного объекта в эксплуатацию. Местные прокуратуры могут открывать уголовные производства по обращениям фиктивных общественных организаций. Самые распространенные статьи Уголовного кодекса для шантажа директоров предприятий: ст.275 УК Украины (нарушение правил, касающихся безопасного использования промышленной продукции или безопасной эксплуатации зданий и сооружений); ст. 272 УК Украины (нарушение правил безопасности во время выполнения работ с повышенной опасностью) ст. 204 (незаконное изготовление, хранение, сбыт или транспортировка с целью сбыта подакцизных товаров).
Учитывая изложенные выше проблемы, связанные с легальным строительством резервуаров для нефтепродуктов, предлагаем отменить лицензии на хранение топлива, которые используют нефтепродукты для собственного потребления.
Изменения в Налоговый кодекс, которые вносятся от 23.11.2018 г. п. 14.1.6 ПКУ- вводится дискриминационное ограничение для субъектов хозяйствования, которые не относятся к плательщикам единого налога 4 группы. В частности, ограничивается общая вместимость емкостей для хранения горючего объемом в 200 кубических метров, при превышении которого помещение или территория предприятия признается акцизным складом. Просим учесть, что плательщики единого налога 4 группы и так имеют значительные налоговые льготы по сравнению с другими плательщиками, а именно освобождены от обязанности начисления, уплаты и представления отчетности: 1) по налогу на прибыль предприятий; 2) налога на имущество (в части земельного налога); 3) рентной платы за специальное использование воды.
Многие субъекты хозяйствования, которые приобрели емкости общей вместимостью более 200 кубических метров, имели целью построить резервную систему в случае проблем с поставками природного газа или в случае ценовых колебаний и перебоев поставок топлива, чтобы в случае необходимости обеспечить бесперебойное производство и избежать простоев, однако, не используют все емкости в своей деятельности или вообще временно не используют. Однако, достаточно сложно демонтировать часть емкостей с территории предприятия, если они не используются в деятельности, особенно, когда это подземные резервуары и не всегда возможно сдача их в аренду, что связано с отсутствием подъездных путей и другими особенностями. Поэтому нельзя ставить в зависимость определения акцизного склада от объема емкостей, которые просто находятся на территории предприятия, нужно брать за основу именно объем потребления, который должен быть для всех одинаковым. Или объем потребления у нас теперь зависит от системы налогообложения?
В связи с изменениями в п. 14.1.212 НКУ кардинально изменилось определение терминологии «реализация горючего». Согласно изменениям, Реализация полного или спирта этилового для целей раздела VI настоящего Кодекса - любые операции с физической передачи (отпуска, отгрузки) полного или спирта этилового с переходом права собственности на такое топливо или спирт этиловый или без такого перехода, за плату (компенсацию) или без таковой платы на таможенной территории Украины с акцизного склада / акцизного склада передвижного: до акцизного склада; к акцизного склада передвижного; для собственного потребления или промышленной переработки; любым другим лицам.
В связи с этим возникают довольно спорные вопросы в определении правового статуса предприятий-посредников по реализации горючего, работают без собственных транспортных средств и мест оптовой торговли горючим (поставляется топливо транспортом поставщика непосредственно на склад своего покупателя с переходом права собственности), но не осуществляют физическое отпуск горючего. Возникает коллизия, когда предприятие осуществляет оптовую торговлю топливом на основании договора поставки, но при этом не является плательщиком акцизного налога, потому что физически не отпускает топливо.
На данный момент большинство субъектов хозяйствования, особенно тех, которые просто используют топливо для собственных нужд и не осуществляют его реализацию, еще не до конца разбираются во всех нововведениях, касающихся обращения горючего и вступают в действие с 1 июля 2019 года, преимущественным образом из-за отсутствия предметных консультаций со стороны контролирующих органов, отсутствием форм заявлений на получение лицензий, наличием неоднозначных трактовок в законе. Как мы описывали выше, для приведения документов в соответствие с действующим законодательством не хватит одного месяца, оставшееся до вступления в силу новой редакции закона, в среднем этот процесс занимает больше года, поэтому вполне прогнозируемо что большинство субъектов хозяйствования физически не успеют получить лицензии до 1 июля или оборудовать акцизные склады уровнемерами и расходомерами-счетчиками, что подвергает их опасности получить штрафы, размер которых иногда перекрывает всю сумму полученной предприятием прибыли за год. Что делать таким предприятиям - просто останавливать деятельность с 1 июля? В стране, которая находится в состоянии войны и на грани дефолта, сейчас как раз самое то время, чтобы целенаправленно способствовать свертыванию бизнеса, особенно сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающих весь продовольственный резерв и не могут прекратить свою деятельность в разгар сезона, даже если это грозит штрафами.
При наличии у предприятия двух предписаний, нарушения по которым не устранены, при наличии третьего нарушения - применять штраф. Если предприятие действительно законно работает, то оно будет заинтересовано в кратчайшие сроки устранить нарушения и в дальнейшем работать честно и законно в рамках действующего законодательства и без штрафных санкций. Предприятия и ДФС должны работать по одну сторону баррикады и совместно содействовать процветанию и обогащению нашей страны, а не создавать такие условия, чтобы наказать неподъемным штрафом за любое незначительное нарушение, которое произошло не в результате злого умысла, а скорее по незнанию или неправильная трактовка нормы закона.
Надеемся на понимание проблем бизнеса и поддержку наших инициатив по недопущению роста теневого рынка.
С уважением,
Директор ООО «УкрАвтономГаз»
Дорофеев Андрей Сергеевич